Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №13 общеразвивающего вида

Адрес142300, Российская Федерация, Московская область, Чехов, Мира, 14

Контакты администрации +7(4967)22-16-91 mdouds13@mail.ru

Детская память: особенности развития и виды по характеру запоминания

 Психика человека многообразна и разносторонне развита: благодаря ей люди многое умеют и могут. Но в то же время психическое развитие человека возможно только потому, что он умеет сохранять приобретенный опыт и знания посредством памяти. Любое наше впечатление, чувство или движение оставляет свой след в памяти, который может сохраняться долгое время и вновь проявляться в нужный момент.

Физиологической основой процесса памяти является образование и сохранение временных связей в коре головного мозга в виде образов предметов и явлений с последующим их воспроизведением при необходимости.

Таким образом, память занимает особое место среди других психических процессов, потому что объединяет их в одно целое, позволяет накапливать полученную информацию, приобретать и впоследствии усовершенствовать индивидуальный жизненный опыт человека, его знания и навыки.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание обеспечивает полное и точное восприятие, а также длительное и прочное хранение поступающей информации и может быть непроизвольным и произвольным. Произвольное запоминание связано с предшествующей ему установкой на запоминание какого-либо определенного материала с помощью особых приемов, делающих этот процесс легче и интереснее. Этот вид запоминания осуществляется в определенных благоприятных условиях (наличие сосредоточенности и концентрации внимания, вникание и осмысление информации, соблюдение тишины) и требует систематической тренировки для повышения продуктивности.

Непроизвольное запоминание осуществляется по ходу каких-либо действий человека и не направлено на сохранение в памяти поступающей информации, но и оно может зависеть от внешних условий: окружающей обстановки, необычности материала, яркости и интереса к нему со стороны человека, его настроения, эмоционального и физического состояния в данный момент и т. д. При этом вместе с ним совершается непроизвольное запоминание и так называемая механическая память, не требующая понимания материала, который просто заучивается наизусть.

Память человека индивидуальна. Ее развитие, становление и совершенствование связано с развитием всей его нервной системы. Но в то же время у каждого человека присутствуют все существующие виды памяти, среди которых какие-то один-два вида являются преобладающими. Но и это преобладание определенных видов памяти является приобретенным в результате обучения.

Одни дети привыкают к работе молча, в одиночку, используя зрительную память. Другие, посещавшие с 1 класса группу продленного дня, чаще пользуются слуховой памятью, учатся слушать и запоминать без подглядывания в учебник.

С годами эти навыки закрепляются и в ходе учения, незаметно и постепенно ребенок привыкает пользоваться одним или двумя видами памяти, превращая их к подростковому возрасту в стереотип запоминания, на который он привык полагаться в умственной работе. А остальные виды памяти просто «забываются», остаются неработающими, нетренированными.

Следовательно, этот резерв, существующий у каждого, необходимо просто включить в работу, развить.

По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:

а) двигательную - направленную на запоминание и повторение движений;

б) образную - направленную на запоминание и сохранение чувственных образов предметов, явлений и их особенностей, которая, в свою очередь, делится в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию, на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую;

в) словесно-логическую - направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением;

г) эмоциональную - отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими.

По продолжительности сохранения материала выделяют долговременную (удерживающую поступающую информацию в течение длительного времени) и кратковременную или оперативную (сохраняющую сведения о чем-либо в течение 30-60 минут, после чего эта информация либо забывается, либо переходит в долговременную).

Качество памяти ребенка зависит от его возраста. Дети дошкольного возраста отличаются в основном развитием образной, непроизвольной памяти. Они быстро запоминают все яркое, красочное, необычное, вызывающее сильные впечатления.

К 6-7 годам начинает развиваться произвольное запоминание: они могут с достаточной точностью выучить стихи, запомнить рассказы, термины, даже когда в них встречаются непонятные им выражения и данные. Это связано также с преобладанием механической памяти, необходимой на данном этапе для обучения детей.

С поступлением в школу начинается развитие логической памяти, которое осуществляется в условиях систематического и последовательного обучения, выполнения специально подобранных заданий и упражнений, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей.

В то же время память ребенка зависит не только от возраста, но и от его индивидуальных особенностей. Одни дети быстро запоминают, но и также быстро забывают информацию, другие тратят больше времени на заучивание, зато запоминают материал лучше и надолго.

У некоторых детей преобладает зрительная память. Им удобнее пользоваться наглядными пособиями, иллюстрациями, графическими схемами и чертежами при подготовке к уроку. Другим легче даются задания на слух, третьим необходимо и то и другое. Но все дети прочнее и легче запоминают то, что их интересует: они лучше успевают по тем предметам, которые любят, которыми интересуются.

В то же время обучение в школе предъявляет свои требования к памяти - необходимо запомнить, осмыслить определенный объем изучаемого материала, даже если он не интересен для них, а это требует значительных волевых усилий. Поэтому важной задачей взрослых в этот период становится ознакомление детей с приемами эффективного, осмысленного запоминания материала, приучение их к системе и режиму в выполнении домашних заданий, всестороннее, равномерное развитие всех видов памяти.

При различных травмах и заболеваниях головного мозга, а также с возрастом у человека может возникать органическое расстройство памяти - амнезия, когда из его памяти выпадают некоторые события и воспоминания. Кроме того, выделяют функциональные нарушения памяти - постгипнотическое (когда забываются события, происходившие в течение сеанса гипноза) или защитное (связанное с забыванием неприятных, травмирующих ситуаций из жизни человека).

Как часто сейчас можно услышать от родителей, что их ребенок умный, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает. А на самом деле это связано не с расстройствами памяти (хотя и такое бывает), а со слабой ее тренированностью, неумением пользоваться своими способностями.

Поэтому родители должны понимать свою роль в формировании и развитии памяти своих детей: систематически наблюдать за ребенком, знать особенности его развития, в том числе всех психических процессов. И при необходимости помочь ему в их совершенствовании и тренировке с помощью специальных игр и упражнений.

Источник: https://www.facebook.com/korniloffdm/posts/1647540351966323 

Дата публикации — 31 июля 2018

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie